.
Сахалин. Вид на порт и город Холмск зимой.
Пару лет назад получил я справку из СахМП, а сейчас её увидел и вспомнилось...
..
Быть может и не особенно Север, но бывало, что за ночь сугробы наметало до окон первого этажа. И двери подъезда открыть было невозможно пока снаружи не откопают. А уж полутораметровые сугробы - обычное дело.
..
Приехал я в Холмск в 1983 году и первый пароход на котором я работал помощником - "Павлово".
..
И хотя проработал я на нём всего четыре месяца, приключений хватало.
..
Ходил пароход в основном на Японию, возили туда лес (брёвна).
.
Тояма-Синко 1983
У Сахалинского морского пароходства основные линии - это Япония, Магадан, Арктический и Курильский завозы. Реже Китай и Корея.
Кстати, там меня научили мнемоническому правилу как легко запомнить названия японских островов (с севера на юг): "Милая Хоккайдо я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю на Окинаве".
А супруга тогда прокатилась со мной на пароходе до Магадана и обратно.
.
Магадан. Начало Колымского тракта. 1983
..
После распада СССР в 1991 году я стал работать на танкерах, пароходах нормального размера (самый большой - VLCC "Eagle Virginia", дедвейтом 306,999 тонн), а а на Сахалине суда были совсем другие. Сейчас как вспомню, так сам вздрагиваю. На этих маленьких "катерках", так называемых "подлесках" дедвейтом 3,800 тонн (большинство судов в возрасте за 20 лет) пробивались через льды, постоянные туманы. И с караваном леса (это брёвна на палубе), когда от малейшего ветерка судно начинало крениться, выходили на мёртвую зыбь Тихого Океана.
..
В конце 1983 года я сдал аттестацию на должность 2-го помощника капитана и пошёл грузовым помощником на теплоход "Вяткалес".
..
Хороший пароход, отличный дружный экипаж. А я тогда на судне был самым молодым.
..
В те годы на стоянке в порту вахтенный помощник капитана носил мундир. Сейчас - в робе.
.
.
А зимой у нас были казённые тулупы.
.
.
Меня как-то спрашивали про определение места судна по Солнцу и звёздам. Тогда у каждого помощника была "Штурманская тетрадь", куда помимо прочего записывались расчёты астрономических определений. И ежегодно тетрадь проверялась на проверке знаний.
.
.
При заходе в базовый порт пароходства Ванино, из Холмска к экипажу приезжали жёны на время стоянки. У лесовозов это обычно 2-3 дня.
..
На всех пароходах советской постройки имелся Пункт санитарной обработки и Пункт химической защиты. Я уж не говорю про систему размагничивания корпуса судна, аппаратуру контроля за радиацией и специальный усиленный набор палубы, куда в случае войны должны были устанавливаться пушки. Серьёзный в СССР подход был. И на всё денег хватало у государства. Естественно, проводились на судах тренировочные тревоги по защите от оружия массового поражения.
.
.
.
Раз уж заговорили про военные дела, пара фотографий из Японии.
.
Хиросима. Здание банка, над которым в воздухе взорвалась атомная бомба. Японцы его не восстанавливают.
.
Помните песню про девочку, которая чтобы выздороветь от лучевой болезни, должна была сделать тысячу бумажных журавликов? Это памятник, к которому прикреплены как раз такие журавлики.
А потом у меня был теплоход "Пионер Южно-Сахалинска". Для пароходства эта серия судов считалась крутой, как же, дедвейт аж 6,700 тонн!
.
"Пионер Южно-Сахалинска" заходит в порт Ванино
Сообщение между Сахалином и "большой землёй" (Ванино) осуществляли грузопассажирские железнодорожные паромы. В лучшие времена их количество доходило до десяти.
..
Торжественное собрание экипажа на пароме "Сахалин-4" 7 ноября 1984 года. Там всё проходило чинно и официально, но потом "по интересам" народ группировался по каютам и отмечал праздник.
В 1986 году я прошёл аттестацию на должность старшего помощника капитана.
..
На теплоходе "Пионер Камчатки" мы ходили в основном в каботаже и даже сделали рейс в Арктику - через Берингов пролив до самого порта Тикси (с заходом на Мыс Шмидта, он же Рывээм).
.
.
.
На обратном пути из Арктики загрузились там металлоломом на Окинаву (в Наху, где был забавный инцидент с американскими морпехами). У судового доктора не было визы и он списался. Прощальное фото с доктором Китаевым (раньше он был врачом команды "Уралочка").
..
И ещё на нескольких паромах мне довелось поработать. Большей частью недолго, на подмене. От 2-х недель до 2-х месяцев максимум.
.
.
.
Ледоколы в Татарском проливе
.
В 1988 году я попал на легендарное судно - "Сибирьлес". Капитаном на нём была женщина, Александрова Алевтина Борисовна. Через 2 месяца она списалась в отпуск, оставив судно мне. Но у меня ещё долго дёргался глаз - нервный тик. Про работу с ней можно рассказывать очень много, натуральное кино нарочно не придумаешь.
..
Когда судно ходило за границу, экипаж плюс к советским рублям получал 22,5% от оклада в валюте. Так, копейки конечно. Но мы как-то не жаловались, на жизнь хватало.
Кстати, о зарплатах. Из той же справки из пароходства.
..
Большие зарплаты были на Сахалине или нет, сразу и не понять. Это в "застойные" годы цены не менялись десятилетиями, а доллар стоил 56 копеек. А в 80-х, тем более в 90-х, цены на всё росли, а рубль дешевел. Для наглядности у нас принято уровень зарплат определять водкой. Так вот, при "застое", когда молодой специалист получал 120 рублей, на эту зарплату можно было купить 29 бутылок водки (по 4,12). Сейчас (в Новороссийске) при средних зарплатах 15-20 тысяч - 38-50 бутылок ( значит жить стали лучше?). А в 1988 году водка стоила 10.20, а средняя зарплата на берегу была 180 рублей (всесведущая статистика говорит, что средняя зарплата рабочего на крупном предприятии в Европейской части СССР составляла 226 рублей, учителя старших классов - 165 рублей, медсёстры в больнице - 145 рублей). Так что сами считайте.
Но вернёмся к пароходам. За годы на Сахалине я поработал ещё на нескольких типах судов:
,
.
.
И даже 4 месяца отработал в Корсаковском АСПТР на спасательном судне "Радон". Это тоже отдельная детективная история, чего там только не случалось!
И ещё раз побывал в Арктике на теплоходе "Пионер России", там мы швартовались к ледяному намороженному причалу. Естественно, летом, так как зимой туда не пробиться.
..
А когда пароходство получило два многоцелевых судна финской постройки гигантского для СахМП размера (19,960 тонн), попал я на одно из них - "Кемерово".
..
Не слишком ли много фотографий получилось для одного поста? Ладно, в завершение ещё две, и всё.
.
Город Холмск зимой
Холмск не зря так называется - сплошные сопки и овраги. Зимой зачастую автобус не мог подняться на горку, где мы жили - гололёд. Но мы не унывали и о годах, проведённых на Сахалине, остались самые хорошие воспоминания.
.
.
Journal information