Капитан Влад Никольский

cczy

Капитан Влад Никольский

Морской журнал


Previous Entry Share Next Entry
Капитан Влад Никольский
cczy

Так есть ли у нас такая ракета?

   Некоторые граждане в ЖЖ, да и на других площадках в Сети публикуют множество "разоблачительных" постов, уверяя, что Путин блефовал, говоря о новых разработках российского оружия. Не знаю, то ли они хотят позиционировать себя в качестве умнейших специалистов-профессоров, то ли просто ненавидят нашу Россию. Видимо эти граждане из электората Собчак и Явлинского.
   Накопал я статью действительно специалиста в этой области на портале NoNaMe, ссылку не даю, так как автор пожелал остаться инкогнито, плюс я текст слегка отредактировал.
.

.

   Недавно, без всякого преувеличения, мы стали свидетелями эпохального события, открывающего новые, совершенно фантастические перспективы для военной техники и (в перспективе) — энергетики и транспорта вообще.
   Но для начала хотелось бы понять, как работает ядерная энергетическая установка для ракет и подводных аппаратов, о которой говорил Путин. Что именно в ней является движителем? Откуда берётся тяга? Не за счёт же вылетающих из сопла нейтронов...
   Когда узнал со слов коллеги о том, что у нас созданы ракеты с практически неограниченной дальностью полёта, обалдел. Показалось, он что-то упустил, а слово "неограниченной" было упомянуто в каком-то узком смысле.
   Но информация, полученная затем из первоисточника, сомнений не вызывала. Звучала, напомню, она так:
Одно из них – создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая может размещаться в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 (применявшейся в Сирии) воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз – в десятки раз! – большую дальность полёта, которая является практически неограниченной.
.
Стратегическая крылатая ракета Х-101
.
   В услышанное невозможно было поверить, но не верить было нельзя — это сказал ОН. Включил мозг и тут же получил ответ. Да какой!
   Ну, черти! Ну, гении! Нормальному человеку такое даже в голову не придёт!
   Итак, до сих пор мы знали только о ядерных силовых установках для космических ракет. В космических ракетах обязательно есть вещество, которое, будучи разогретым или разогнанным ускорителем, питаемым ядерной силовой установкой, с силой выбрасывается из сопла ракеты и обеспечивает ей тягу.
   Вещество при этом расходуется и время работы двигателя ограничено.
Такие ракеты уже были и ещё будут. А вот за счёт чего движется ракета нового типа, если её дальность является "практически неограниченной"?
Ядерная энергетическая установка для ракет.
   Чисто теоретически, кроме тяги на веществе, имеющемся в запасе на ракете, движение ракеты возможно за счёт тяги электрических двигателей с "пропеллерами" (винтовой двигатель). Электричество при этом производит генератор, питающийся от ядерной силовой установки.
   Но такую массу без большого крыла на винтовой тяге, да ещё с винтами небольшого диаметра, в воздухе не удержать — слишком мала такая тяга. А это таки ракета, а не беспилотник.
   Итого, остаётся самый неожиданный и, как оказалось, самый эффективный способ обеспечения ракеты веществом для тяги — взятие его из окружающего пространства.
   Т.е., как бы это удивительно ни звучало, но новая ракета работает "на воздухе"!
   В том смысле, что из её сопла вырывается именно разогретый воздух и более ничего! А воздух не закончится, пока ракета находится в атмосфере. Именно поэтому эта ракета — крылатая, т.е. её полёт проходит целиком в атмосфере.
   Классические технологии ракет большой дальности старались сделать полёт ракеты выше, чтобы уменьшить трение о воздух и тем самым увеличить их дальность. Мы как всегда сломали шаблон и сделали ракету не просто большой, а неограниченной дальности именно в воздушной среде.
   Неограниченная дальность полёта даёт возможность таким ракетам работать в режиме ожидания. Запущенная ракета прибывает в район патрулирования и нарезает там круги, ожидая доразведки данных о цели или прибытия цели в данный район. После чего неожиданно для цели немедленно её атакует.
.
.
Ядерная энергетическая установка для подводных аппаратов.
   Думаю, аналогично устроена и ядерная энергетическая установка для подводных аппаратов о которых говорил Путин. С той поправкой, что вместо воздуха используется вода.
   Дополнительно об этом говорит то, что эти подводные аппараты обладают низкой шумностью. Известная торпеда ВА-111  "Шквал" (её ещё называют скоростной подводной ракетой), разработанная ещё в советское время, имела скорость порядка 375 км/час, но была очень шумной. По сути это была ракета, летящая в воздушном пузыре. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.
.
торпеда Шквал
.
   За малошумностью же стоит новый принцип движения. И он — тот же самый, что и в ракете, потому что универсален. Была бы только окружающая среда минимально необходимой плотности.
Этому аппарату неплохо подошло бы название "Кальмар", потому что по сути это водомётный двигатель в "ядерном исполнении" :)
   Что касается скорости, она кратно превосходит скорость самых быстрых надводных кораблей. Самые быстрые корабли (именно корабли, а не катера) имеют скорость до 100-120 км/час. Следовательно, с минимальным коэффициентом 2 получаем скорость 200-250 км/час. Под водой. И не очень шумно. И с дальностью в многие тысячи километров... Страшный сон наших недругов.
   Относительно ограниченная по сравнению с ракетой дальность — временное явление и объясняется тем, что морская вода высокой температуры — очень агрессивная среда и материалы камеры, условно говоря, сгорания, имеют ограниченный ресурс. Со временем же дальность этих аппаратов может быть увеличена в разы только за счёт создания новых, более устойчивых материалов.
Ядерная энергетическая установка.
   Несколько слов о самой ядерной энергетической установке.
1. Поражает воображение фраза Путина:
При объёме в сто раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность.
Опять одни вопросы.
   Как они этого добились? Какие конструкторские решения и технологии применены?
Мысли такие.
1. Радикальное, на два порядка, увеличение отдачи мощности на единицу массы возможно только при условии приближения режима работы ядерного реактора к взрывному. При этом реактор надёжно управляется.
2. Поскольку околовзрывной режим работы обеспечивается надёжно, скорее всего, это реактор на быстрых нейтронах. На мой взгляд, только на них возможно безопасное использование столь критического режима работы. Кстати, для них топлива на Земле — на столетия.
3. Если же со временем мы узнаем, что это таки реактор на медленных нейтронах, я тем более снимаю шляпу перед нашими ядерщиками, потому что без официального заявления в это совершенно невозможно поверить.
   В любом случае, смелость и изобретательность наших ядерщиков поразительна и достойна самых громких слов восхищения! Особенно приятно, что наши ребята умеют работать в тиши. А потом как грохнут новостью по голове — хоть стой, хоть падай! :)
Как это работает.
   Примерная, смысловая, схема работы двигателя ракеты на основе ядерной силовой установки выглядит так.
1. Открывается, условно говоря, впускной клапан. Набегающий воздушный поток попадает через него в камеру нагрева, которая постоянно разогрета от работы реактора.
2. Впускной клапан закрывается.
3. Воздух в камере нагревается.
4. Открывается выпускной клапан и воздух с большой скоростью вырывается из сопла ракеты.
5. Выпускной клапан закрывается.
   Цикл повторяется с высокой частотой. Отсюда эффект непрерывной работы.
Безопасность.
   Использование открытия российских учёных в гражданском секторе тесно связано с безопасностью ядерной силовой установки. Не в смысле её возможного взрыва — думаю, этот вопрос решён, — а в смысле безопасности его выхлопа.
   Защита малогабаритного ядерного двигателя явно меньше, чем у большого по размерам, поэтому нейтроны наверняка будут проникать в "камеру сгорания", а точнее, камеру разогрева воздуха, тем самым с некоторой вероятностью делая радиоактивным всё, что таковым можно в воздухе сделать.
Азот и кислород имеют радиоактивные изотопы с малым временем полураспада и не опасны. Радиоактивный углерод вещь долгоживущая. Но есть и хорошие новости.
   Радиоактивный углерод образуется в верхних слоях атмосферы под действием космических лучей и так, так что свалить все на ядерные двигатели не получится. Но главное, концентрация углекислого газа в сухом воздухе составляет всего 0,02÷0,04%.
   Учитывая же, что процент углерода, становящийся радиоактивным, величина ещё на несколько порядков меньшая, предварительно можно считать, что выхлоп ядерных двигателей не более опасен, чем выхлоп ТЭЦ, работающей на угле.
   Более точная информация появится, когда дело подойдёт к гражданскому применению этих двигателей.
Перспективы.
   Честно говоря, от перспектив захватывает дух. Причём я уже говорю не о военных технологиях, здесь всё ясно, а о применении новых технологий в гражданском секторе.
Где могут быть применены ядерные силовые установки? Пока навскидку, чисто теоретически, в перспективе 20-30 лет.
1. Флот, в том числе гражданский, транспортный. Многое придётся переводить на подводные крылья. Зато скорость можно легко увеличить вдвое/втрое, а стоимость эксплуатации с годами будет только падать.
2. Авиация, прежде всего транспортная. Хотя, если безопасность с точки зрения опасности облучения окажется минимальной, возможно применение и для гражданских перевозок.
3. Авиация с вертикальным взлётом и посадкой. С использованием резервуаров со сжатым воздухом, пополняемых во время полёта. Иначе, на малых скоростях, необходимую тягу не обеспечить.
4. Локомотивы скоростных электропоездов. С использованием промежуточного электрогенератора.
5. Грузовые автомобили на электротяге. Тоже, разумеется, с использованием промежуточного электрогенератора. Это, думаю, будет в отдалённой перспективе, когда силовые установки удастся уменьшить ещё в несколько раз. Но исключать такой возможности я бы не стал.
   Друзья, обозначена новая эра в сфере энергетики и транспорта. Судя по всему, Россия станет лидером этих направлений на ближайшие десятилетия.
Примите мои поздравления.
.

promo cczy january 10, 2013 09:07 171
Buy for 100 tokens
Information for my English-speaking friends and readers is here - версия поста © Сентябрь 2014. Возможны дополнения и изменения. Привет тебе, сюда забредший! Желающим со мной общаться и впредь, советую прочитать этот пост вдумчиво. А то уже попадались баранообразные граждане, с…

Правильно, нужно опираться на компетентные источники )

нужно опираться на компетентные источники

Вот и у меня такое же мнение.

просто они тупые гуманитарии, ничего не понимающие в технике

просто они тупые гуманитарии

Логично. Плюс, на мой взгляд, этим "критикам" очень не хочется, чтобы у России было такое оружие.

Ждем легковушек с атомным реактором под капотом

Ждем легковушек с атомным реактором

А почему бы и нет?
Со временем...

Эх, эти бы новшества да в мирных целях. Что-то слабовато у нас с применением военных технологий в повседневной жизни.

эти бы новшества да в мирных целях

Так здесь написано как их можно использовать в мирных целях.
Кстати, и Путина об этом спрашивали.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

А оказалось не блефовал.

А оказалось не блефовал.

Я в это верю.

Ну мы могем.

:)
Я в этом не сомневался.

чаще всего пустой разговор гуманитариев.
Есть такая ракета или нет?
При вовином умении вешать лапшу на уши можно и картинки в стиле Техника-Молодежи выдать за наличие ракеты.
Вспомните ё-мобиль. Там на прототипе прохоров даже катать кого то умудрялся. И что? Появился этот ё-мобиль?...
Эх...

Появился этот ё-мобиль?

Полагаю, что он просто нерентабелен в производстве. Иначе бы появился.

Полезный пост. Путин точно не блефовал.


Путин точно не блефовал.

Я тоже в этом уверен. Не тот уровень, чтобы врать.

Мы как всегда сломали шаблон

"Мы как всегда сломали шаблон", "произвели не имеющее аналохофф" и т.д.
"Военное обозрение" вам в помощь от 2013г в котором рассказывается, что американцы "сломали шаблон" еще в прошлом веке, его середине, а потом от него отказались по многому ряду причин.https://topwar.ru/35496-pluton-yadernoe-serdce-dlya-sverhzvukovoy-nizkovysotnoy-krylatoy-rakety.html

США потом от него отказались

Это их проблемы, так им и надо.

А наши разработки гиперзвуковых систем начались ещё в 1973.

Я это уже где-то читала, но у Вас всё разложено по полочкам. Спасибо. В п.2 и п.3 речь идёт о быстрых и медленных нейтронах?

Уже поняла, что существуют и те и другие.

о, классный пост)
мне его не хватало для обсуждения))
сами знаете чего)

сами знаете чего

:) Догадываюсь.

Очень рад, что вы ко мне опять заглянули.

теория хорошая! мысли у меня давно такие в голове витали... но вот технических и научных знаний в данной области не достаточно, чтоб начать собственные разработки... Рад если это действительно так и уже работает!!!

теория хорошая!

И весьма оригинальная!

Главное, что бы не пришлось ее применять

Главное, что бы не пришлось ее применять

Полагаю, именно для этого Путин про неё и рассказал.

Вот это ДА! Фантастика! Всегда знала, что русские мозги - лучшие из лучших!

русские мозги - лучшие из лучших!

На самом деле в этом никто не сомневается, просто некоторые скромно молчат.

?

Log in

No account? Create an account