Сегодня — очередная историческая дата. 12 июля 1917 года впервые были применены боевые отравляющие вещества. Их применили немцы против англо-французских войск у бельгийского города Ипр (отcюда и произошло его название — иприт). Во время Второй Мировой войны применялся только один раз поляками (тоже «порядочные» ребята, сейчас звездят много!). Два немецких солдата погибло, двенадцать были ранены (уже и пприменить толково неспособны!).
Конечно, не такая значительная дата, чтобы долго о ней говорить. Просто в этой связи мне вспомнился чудесный писатель, человек тяжёлой судьбы — Михаил Зощенко.
Последнее время на блогах частенько вижу вопросы — что бы почитать? Вот и рекомендую.
Зощенко Михаил Михайлович (1895 — 1958). После окончания гимназии в Петербурге в 1913 поступает на юридический факультет Петербургского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915, закончив ускоренные военные курсы, Зощенко ушел на фронт в чине прапорщика. За два фронтовых года был ранен, отравлен газами, получил четыре боевых ордена и демобилизовался в чине штабс-капитана.
После Февральской революции 1917 года был комендантом Главного почтамта и телеграфа. В 1918 году пошел добровольцем в Красную Армию и был демобилизован по болезни сердца. В 1919 — 1920 годах служил следователем в Уголовном надзоре. В 1920 работал делопроизводителем в Петроградском военном порту и писал. В 1921 вышла его первая книга рассказов.
Активно сотрудничал в журналах 20 — 30-х гг., и за ним утвердилась репутация сатирика, сопровождавшаяся громкой славой. Трагическая, печальная сторона жизни — под пером Зощенко вместо слез, ужаса вызывала смех. Он утверждал, что в его рассказах «нет ни капли выдумки. Здесь все — голая правда».
С начала Отечественной войны был в эвакуации в Алма-Ате (работал в сценарной студии «Мосфильма»). Весной 1943 вернулся в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».
Творчество Зощенко было несовместимо с установками «социалистического реализма».
Вслед за постановлением ЦК ВКП(б) 1946 года, вор, убийца и подонок А. А.Жданов так характеризовал творчество писателя в своем докладе: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копанье в самых низменных и мелочных сторонах быта… Изображение жизни советских людей, нарочито уродливое, карикатурное… пусть убирается из советской литературы». На письмо Зощенко Сталину («Я никогда не был антисоветским человеком… Я никогда не был литературным пройдохой или низким человеком») ответа не было. Исключенный в 1946 из Союза писателей, он жил лишь литературными переводами. Честные и принципиальные певцы соцреализма, даже руки ему не подавали, когда писатель бедствовал и голодал. До 1956 не вышло ни одной его книги. После смерти «неблагонадежного» Зощенко писатель Л.Пантелеев писал о церемонии прощания: «Гражданскую панихиду провели на рысях».
Считаю (я не критик, терпеть не могу эту профессию, но читатель со стажем), что Зощенко — один из лучших писателей жанра юмора и сатиры. Куда там до него Жванецкому и прочим «кулинарным техникумам». все эти взлетели в нужное время, но быстро выдохлись. Их уже и сейчас забывают, а через 2—3 десятка лет и не вспомнят.
Так что читайте Зощенко, не пожалеете. Если пока у вас нет его книги, можете бегло ознакомиться с его рассказами в сети.
Journal information