В этот день, (6 августа по старому стилю) канонерская лодка «Сивуч» под командованием капитана 2-го ранга Петра Черкасова приняла неравный бой с германским флотом.
..
Германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.
6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) русские канонерки встретились с германским крейсером “Аугсбург” и эсминцами “V-29” и “V-100”. Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. Но быстроходные корабли противника их догнали, осветили прожекторами и через 15 минут с дистанции 25 каб. открыли стрельбу. В начале боя немецкие корабли сосредоточили огонь на головной канонерской лодке “Сивуч” и сразу добились нескольких попаданий. С разбитыми кормовыми орудиями “Сивуч”, прикрывая “Корейца”, развернулся и, введя в бой носовую артиллерию, пошел на врага. В это время комендорам “Корейца” удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере. На некоторое время все погрузилось во тьму. Пытаясь ввести в действие кормовой прожектор “Аугсбург” развернулся и потерял из виду “Корейца”. Прожектор крейсера сквозь туман уперся в медленно двигавшийся силуэт “Сивуча”. По контурам корабля “Аугсбург” принял “Сивуча” за линейный корабль “Слава” и вызвал к себе помощь. Через 20 минут к месту боя подошли 7 германских эсминцев, а также линкоры “Нассау” и “Позен”, которые обрушили на “Сивуч” мощь своих 280-мм орудий. В атаку на канонерскую лодку устремились вражеские эсминцы “S-176”, “S-178”, “S-179” и “V-185” 8-й германской флотилии. По лодке в общей сложности было безрезультатно выпущено 6 торпед.
Героически сражавшийся под командованием капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, “Сивуч” в 32-минутном бою нанес повреждения крейсеру и эсминцу, но был расстрелян с близкого расстояния. Превратившись в костер и погружаясь в воду, русский корабль продолжал вести огонь из единственного уцелевшего 75-мм плутонгового орудия мичмана М. Мурзина. В 21 час 30 минут лодка перевернулась и, окутавшись паром, ушла под воду.
В это время “Корейцу” удалось в темноте скрыться под берегом. Утром следующего дня, находясь среди отмелей мыса Меррис, командир “Корейца” капитан 2 ранга И.К. Федяевский получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта у Пернова. Считая себя отрезанным от Моонзунда, он приказал свезти на берег ценное оборудование и оружие, а затем подорвать лодку, чтобы она не досталась врагу. (Впоследствии две 120-мм пушки “Корейца” были дополнительно поставлены на канонерскую лодку “Хивинец”). Вскоре выяснилось, что это было поспешное решение, так как уже 8 августа немецкие корабли, так и не выполнив поставленных задач, покинули Рижский залив.
Из 148 человек команды “Сивуча” немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой “Сивуч” погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца “Севастополь”. За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин. Экипаж “Сивуча” по праву должен занять место в одном ряду с героями “Варяга”.
Journal information