Рекомендую всем прочитать, интересно!
Возвращаясь к нашему утреннему разговору, как обещал. Это отнюдь не поучение, просто по ряду причин у меня есть архивы информации по интересующим вопросам. Всё это можно найти в сети, но раз уж имеется систематизированная база, то отвечаю используя её.
В самом начале хочу сказать, что самой русской из всех Императриц была Екатерина II — чистокровная немка.
У людей порядочных глубоко развито чувство чести и верности данному слову. У военных, плюс к этому — честь офицера. Должен сказать, что большинство немцев попали в Россию именно при создании регулярной армии европейского образца. И для офицеров, принявших присягу, слово чести несоизмеримо выше зова крови, либо любых иных чувств.
Известно, что к командующему Балтийским флотом адмиралу Николаю Оттовичу Эссену немцы подсылали своих агентов в 1915 году, склоняя его к измене в пользу «исторической родины». Ответ, думаю. очевиден. Как тут не вспомнить Моонзунд и другие славные героические баталии!
Итак. Немцы в штабе!
Как известно, римляне называли варваров варварами за то, что те разговаривали не на благородном латинском языке, а бормотали в свои бороды что-то совсем уж непонятное: “Вар-вар-вар”. На Руси также все иностранцы, не разумеющие по-русски, считались немыми, а попросту — немцами, и содержались в специальной немецкой слободе, находящейся в Москве, будь то голландцы, англичане, шведы, или какие-нибудь итальянцы вроде Барталамео Барталамеича Расстрелли.
Поэтому не стоит удивляться таким первым военачальникам регулярной русской армии, созданной Петром Первым, как Франц Лефорт, Патрик Гордон, Вейде, фельдмаршал Огильви и герцог Сент Круа.
Правление императрицы Анны вообще характеризуется “засильем немцев”. Неограниченная власть в государстве принадлежала Бирону, герцогу Курляндскому, любимцу Анны Иоановны. Этот ненавистный для каждого русского период нашей истории так и называется — “бироновщина”. Вероятно из-за того, что Бирон был не один: оба его брата служили в русской армии. В Турецкую войну один командовал дивизией, другой Гвардейским отрядом. А осадой Данцига и сдерживанием польских войск Лещинского, пытавшихся деблокировать крепость, занимался Христиан Антонович (он же — Буркхард-Кристоф) Миних (правильнее фон Мюнних). В некоторых источниках Миниха ошибочно называют Иоганном Бургардом (по-русски Иван Богданович), путая его с Йоханном Буркхардом фон Вайсбахом, который в 30-е годы XVIII века командовал Украинским корпусом. Но суть дела от этого не меняется. Адьютант Миниха, разумеется Манштейн, горделиво описывал мощь российских войск: “Иногда, большие массы поляков приближались к русскому отряду, распуская слухи, что хотят дать сражение, но не успеют русские сделать двух пушечных выстрелов, как уже поляки бегут. Никогда русский отряд в 300 человек не сворачивал с дороги для избежания 3000 поляков, потому что русские привыкли бить их при всех встречах…” А в это время другой корпус русских войск под командованием русского же фельдмаршала П. П. Ласси бороздил просторы Европы от Литвы до Варшавы, из Польши в Баварию, а от Нюрнберга до Рейна.
Война с Турцией — та, в которой участвовали братья Бироны — началась после того, как крымский хан в 1737 году разгромил русский отряд генерала Лесли. И пока Очаков удерживал наш гарнизон под начальством храброго Штофельна, Миних и Ласси завоевали Крым.
И в Семилетнюю войну против Пруссии русские немцы не остались в стороне. Например, в сентябре 1760-го года штурмом Берлина пруссаков почтили генералы Фермор и Тотлебен, что несколько сгладило впечатление от появления на улицах прусской столицы казаков Краснощёкова и пехоты Чернышева.
При Екатерине Второй свистопляска нерусских фамилий в штабах всех уровней российской армии продолжалась. Чего же здесь странного, если “русская матушка императрица” сама была урождённой принцессой Ангальт-Цербской Софией-Августой-Фредерикой? Матушка! Императрица! Куда уж штабнее.
Все, кто хоть немного увлекается военной историей, конечно помнит, что в 1812 году генералитет пестрел иностранцами, некоторые из которых даже не знали русского языка (как, например, К. Л. Фуль и Ф. Ф. Винценгероде). “Высокие командные посты занимали Беннигсен Леонтий Леонтьевич (урождённый Левин Август Теофил) и фон дер Остен-Сакен Фабиан Вильгельмович, П. Х. Витгенштейн и Ф. Ф. Штейнгейль, Ф. О. Паулуччи и К. Ф. Багговут, Ф. Ф. Эртель и П. П. Пален, И. Н. Эссен и П. К. Эссен, А. Ф. Ланжерон и К. Ф. Левенштерн, Ф. К. Корф и К. А. Крейц, К. О. Ламберт и Э. Ф. Сен-При, О. И. Бухгольц и К. К. Сиверс, И. И. Траверсе и Е. Ф. Канкрин, Е. Х. Ферстер и Х. И. Трузсон, принцы Евгений Вюртембергский и Карл Мекленбургский, не говоря уже о тех, кто был в меньших (но тоже генеральских) чинах, как И. И. Дибич, К. И. Опперман, О. Ф. Кнорринг, А. Х. Бенкендорф, Г. М. Берг, Б. Б. Гельфрейх, К. Ф. Ольдекоп, А. Б. Фок и др.” К этой цитате из замечательной книги Н. А. Троицкого “1812 Великий год России” мы можем добавить: Дука, Крейц, Остерман, Толь и т. д., но из без этого картина вырисовывается вполне живописная. Плюс ко всему Александр I долго размышлял, кого же пригласить во главу всего этого “бундесвера”: Ж.-В. Моро из США, А. Веллингтона из Англии, или Ж.-Б. Бернадота из Швеции.
В конце концов в армию “приехал Кутузов бить французов”. Изгнав армию Наполеона из России, М. И. Кутузов умер, и русские войска вступили в Пруссию под командованием всё тех же барклаев, витгенштейнов и винценгероде, что не могло не вызывать у союзников чувства глубочайшего удовлетворения.
А как обстояло дело у казаков? Конечно бородатые донцы представляли собой довольно экзотическое зрелище в центре просвещённой Европы, на которое сбегались поглазеть добропорядочные германские бюргеры и парижские кокотки, но они рядом с иррегулярной И, кроме того, освобождаемым прусским товарищам было особенно приятно, когда в 1813 г. в Берлин вошли казачьи полки русского полковника Теттенборна. Даже Татарским уланским полком, например, командовал генерал Кнорринг.
И в русско-японскую войну Российскую армию вели в бой генерал-лейтенант Стессель Анатолий Михайлович, барон генерал фон Штакельберг Георгий Карлович, генерал-лейтенант Каульбарс Александр Васильевич, граф генерал-лейтенант Келлер Фёдор Эдуардович, барон генерал-лейтенант Бильдерлинг Александр Александрович, генерал Гриппенберг Оскар-Фердинанд Казимирович, генерал-майор Фок Александр Викторович, генерал-майор Леш Леонтий Вильгельмович, а кораблями командовали капитаны и адмиралы: Эссен Николай Оттович, Керн Георгий Фёдорович, Рихтер Отто Оттович, Юнг Николай Викторович, Энквист Оскар Адольфович, Витгефт Вильгельм Карлович, а также Фитингоф и Фелькерзам, Ферзен и Бэр , и пр.
Зато в начале Первой Мировой войны во время небывалого националистического порыва многие требовали не только переименовать Санкт-Петербург в Петроград, но и переделать свои фамилии немецкого происхождения на русский лад. Так, например, герой Порт-Артура, командир III —го Кавказского корпуса генерал Ирман с началом войны ходатайствовал об изменении своей немецкой фамилии на Ирманов, но получил высочайший отказ.
И правильно! Дело не в фамилии, а в душе.
назло немцам с кайзеровскими полчищами воевали русские войска под командованием — не поленись, дорогой читатель, пробегись глазами — генерала Ренненкампфа (1-я армия), генерала Рауш фон Траубенберга (2-я армия), генерала барона Зальца (4-я армия), генерала Плеве (5-я армия), генерала Ван дер Флита (6-я армия), генерала Флуга (10-я армия), генерала барона фон Штакельберга (I-й Сибирский корпус), генерала Шейдемана (II-й корпус), генерала Сирелиуса (IV-й Сибирский корпус), генерала Экка (VII-й корпус), генерал-лейтенанта Торклуса (XV-й корпус), генерала Гейсмана (XVI-й корпус), генерала барона Бринкена (ХХII-й корпус), генерала Гернгросса (ХХVI-й корпус), генерала Вебеля (XXXIV-й корпус), генерала Лайминга (XLV-й корпус), генерал-майора Дельсаля (Гвардейская стрелковая дивизия), генерала Берхмана (1-й Кавказский корпус), генерал-лейтенанта Де Витта (4-й Кавказский корпус), генерал-лейтенанта Рауха (2-я Гвардейская кав. дивизия), генерала Бельгарда (3-я кав. дивизия), генерала графа Келлера (10-я кав. дивизия), генерал-майора барона Маннергейма (12-я кав. дивизия), генерал-лейтенанта фон Гилленшмидта (13-я кав. дивизия), генерал-майора Шольпа (3-я дивизия), генерал-майора Эрдели (14-я дивизия), генерала Розеншильд-Паулина (29-я дивизия), генерал-майора Дитерихса (2-я Особая пех. бригада) и так далее, перечислять можно бесконечно. Помните Вадима Рощина из “Хождения по мукам” А. Толстого, который в годы войны служил при штабе генерала Эверта? (Генерал-майор Эверт Алексей Ермолаевич, кстати, командовал 4-й русской армией.) И начальники штабов были соответственно генерал Гутор, генерал-лейтенант Миллер, генерал-майор Милеант, генерал-лейтенант Мориц и пр., пр., пр.
Также хочу напомнить. что во время переворота и мятежа 1917 года очень мало кто из немцев изменил присяге и поддержал большевиков.
Но это уже другая история.
© IDEAFIX
И ещё, любезная моему сердцу Ксения, прошу посмотреть на мой старый пост, это уже касательно только нашего разговора.
Journal information