Родился он не в Новочеркасске, как многие пишут, а в станице Константиновской, Войска Донского, происходил из дворянской семьи.
Он обучался в 1-м кадетском корпусе в Петербурге, затем в войсковой классической гимназии в Новочеркасске, а в 1843 году закончил Петербургской Военно-артиллерийское училище, после которого был направлен в Донскую конную артиллерию. Принимал участие в боях венгерской компании.
В 1850 году поступил в Военную Академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге, которую закончил с малой серебряной медалью и был произведён в штабс-капитаны.
Участвовал в Крымской войне, где был произведён в полковники и назначен начальником штаба гвардейского корпуса.
В 1856 году, находясь на службе в Польше, Турчанинов под предлогом болезни взял отпуск и вместе с женой Надеждой Дмитриевной (урожденной Львовой) неожиданно для всех эмигрировал в Америку. Считается, что он был крайне разочарован позорными условиями подписанного мира. Хотя либералы считают, что уехал он, будучи оскорблённым крепостным правом в России, а также заразился идеями Герцена, с кем состоял в переписке.
Если он и считал Америку страной демократии, то ошибался. Через три года Турчанинов писал Герцену: "Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос... Эта республика — рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые черные происки окупаются деньгами... Что касается до меня лично, то я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; ...никакой труд для меня не страшен".
Началась Гражданская война. За Турчанинов был официально признан его российский чин полковника и 12 июля 1861 года он на стороне Северян вступил в коммандование 19-м полком иллинойских добровольцев.К тому времени Турчанинов уже звался на американский манер John Basil Turchin.
К концу 1861 году он уже командовал бригадой в армии генерала Карлоса Бьюэлла. В апреле следующего года Турчанинов блестяще провёл операцию по овладению городами Хантсвилл и Афины в штате Алабама, и его имя стало известно по всей Америке, он получил прозвище "Неистовый Казак".
Но не всё шло гладко. В начале мая Южане внезапным нападением вновь заняли Афины и устроили в городе зверскую расправу над пленными солдатами 18-го Огайского полка, оборонявшего город. Узнав об этом, Турчанинов бросил свою бригаду на помощь и вместе с остатками 18-го Огайского полка овладел городом. Ворвавшиеся первыми огайцы жестоко отомстили противнику за смерть своих товарищей. Этот инцидент послужил поводом для привлечения Турчанинова к военно-полевому суду. Ему вменялось в вину не только насилие над Южанами, но и то, что во время сражений его сопровождала жена. (Кстати, однажды, когда её муж был болен, она сама повела полк в бой).
Судебный процесс широко освещался в американской печати, суд признал Турчанинова виновным и уволил из армии. В Чикаго полковника встретили как героя. Его жена обратилась к президенту США Аврааму Линкольну с просьбой пересмотреть дело, этого же просили и солдаты бригады. Президент не только отменил приговор, но и присвоил Турчанинову звание бригадного генерала.
В последующих боях с Южанами Турчанинов командовал 3-й пехотной бригадой, одержав ряд серьёзных побед, но в октябре 1864 года был вынужден оставить службу по состоянию здоровья после полученного солнечного удара (Считается, что солнечный удар привёл даже к некоторому нарушению мозговой деятельности, что сказалось в конце жизни).. Турчанинов устроился на чикагскую железную дорогу в качестве инженера.
Тут Турчанинова постигла ещё одна крупная неприятность, связанная с польскими эммигрантами. Поляки и прочие жители Польши, эмигрировавшие в США после неудачного восстания 1863 года, нашли в Турчанинове покровителя и помощника по устройству на новом месте. Он выхлопотал для них пустое пространство земли в 300 милях на юг от Чикаго, где 500 польских семей основали город под названием Радом. Недалеко от него построили железнодорожную станцию с тем же названием. В миле от станции Турчанинов приобрел в собственность небольшую ферму, где и проживал, постоянно нуждаясь и работая над историей Гражданской войны, писал книги. Пробовал он зарабатывать, посредничая при купле-продаже земельных участков. Однако генерал не был создан для торговли и в неудачных операциях потерял свою ферму. Новый владелец, купив её с аукциона, не решился выселить из дома прежнего хозяина и перепродал ферму другу генерала. Турчанинов построил себе неродалёку новый дом, где и окончил свои дни. Он всегда сильно нуждался и когда средства окончательно иссякли, он ехал со своей скрипкой в соседние городки и там зарабатывал концертами.Когда слухи о его бедности дошли до Вашингтона, Конгресс постановил выплачивать ему, как герою Гражданской войны и заслуженному генералу, пенсию в 50 долларов ежемесячно, хотя Турчанинов так и не удосужился получить граждпнство США.
Умер Иван Васильевич в нищете в госпитале в г. Энн (Иллинойс) в ночь на 18 июня 1901 года в возрасте 79 лет. Перед смертью, как говорят, он начал проявлять некоторые странности - сжёг весь свой архив и библиотеку.
Его похоронили за казённый счёт с воинскими почестями на военном кладбище города Маунт-Сити (Иллинойс). Через 3 года умерла его верная жена и боевая подруга Надин, которую похоронили рядом с мужем.
Несомненную ценность представляет военный опыт генерала, представленный в его книгах. Турчин активно разрабатывал военную теорию. Он опубликовал серию брошюр по тактике, обмену сигналами для координации действий, подготовке засад и тренировке новобранцев. Сочинение Турчина «Обучение бригады» было признано военными кругами Севера лучшим учебником по тактике полевой войны. Работы Турчина активно использовались северянами для организации армии, а после Гражданской войны повлияли на новый военный Устав. Он написал также ряд работ по истории Гражданской войны: «Битва у Миссионерского хребта», «Опыт и впечатления Гражданской войны» и другие.
Journal information