.

.
Во время Второй мировой войны, в декабре 1942 года 20-летний Хироо Онода был призван в армию.
В октябре 1944 года союзники начали операцию по освобождению Филиппин от японцев. Онода получил приказ проводить диверсии в прифронтовой полосе на острове Лубанг (который расположен на входе в Манильскую бухту и имел стратегическое положение), чтобы помешать высадке американцев. Не сдержав натиск союзников, японцы начали готовиться к эвакуации. Непосредственный командир Оноды майор Ёсими Танигути приказал ему продолжать борьбу. Напоследок Последний приказ гласил: «Может, через три года, может, через пять лет, но, что бы ни случилось, мы придем за тобой». 28 февраля 1945 года на Лубанг высадились американцы.
Онода ушёл в джунгли вместе с ещё тремя бойцами: рядовыми Юити Акацу и Кинсити Кондзука и капралом Сёити Симада. Остров Лубанг по площади всего 125 квадратных километров (меньше даже Южного округа Москвы), но изрезан горами и покрыт густым тропическим лесом. Онода и его товарищи прятались в пещерах, питаясь тем, что находили в джунглях. Вместе с тем отряд не прекращал диверсионную деятельность. Они убивали чиновников, полицейских и местных жителей, которых считали вражескими пособниками, даже совершали нападения на радарную базу.
В конце 1945 года к диверсантам попала листовка с приказом командующего 14-м фронтом генерала Томоюки Ямаситы о капитуляции. Однако Онода расценил её как лживую вражескую пропаганду.
Во время боевых операций Симада и Кодзука были убиты в перестрелках с полицией (в 1954 и 1972 годах). Акацу ещё в сентябре 1949-го отделился от группы и через полгода сдался филиппинцам и вернулся в Японию. Онода продолжал войну в одиночестве.
В феврале 1974-го на Лубанг прилетел 25-летний хиппи и искатель приключений Норио Судзуки, которому удалось найти Оноду и вступить с ним в контакт.
Онода поверил рассказам земляка и смирился с поражением, но заявил, что не может прекратить сопротивление без приказа вышестоящего начальства (чем не Гайдаровская история про мальчика-часового?). Японские власти пошли на беспрецендентный шаг. Они разыскали бывшего майора Танигути, и в марте 1974 года он лично привёз Оноде приказ от имени Императора об остановке боевых действий. Младший лейтенант сдавался в плен в присутствии тогдашнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса, которому в знак капитуляции он отдал свой офицерский меч (Меч ему потом вернули в знак помилования) . Обмундирование Оноды было хотя и изрядно поношенным, но все же в хорошем состоянии. При капитуляции он также сдал винтовку, 500 патронов к ней и несколько ручных гранат.
.

Хироо Онода во время церемонии капитуляции на острове Лубанг в марте 1974 года
.

Онода в токийском аэропорту 12 марта 1974
В 1984 году он вернулся в Японию и создал летний лагерь для молодёжи под названием «Школа природы». Там он обучал подростков навыкам выживания в экстремальных условиях, которые он приобрел в филиппинских джунглях. Полагаю, на самом деле он готовил из них диверсантов.
Хотя случай с Онодой и не единичен (довольно много японских военнослужащих не признали капитуляцию, в Японии их называли «дзанрю», что значит «оставшиеся»), но он уникален, так как Онода продолжал войну. А вот, к примеру, рядовой Сёити Ёкои до 1972 года просто скрывался от американцев в яме на острове Гуам. А Теруо Накамуро мирно жил в джунглях индонезийского острова Моротаи до декабря 1974 года. В 1989-м прекратили вооруженную борьбу с правительством малайские коммунисты. Вместе с ними сдались властям двое бывших японских солдат, которые рассказали, что после войны в джунглях этой страны вели партизанскую войну до 200 военнослужащих японской императорской армии.
Оноду считали чуть ли не последним хранителем самурайского духа, который не только выжил, но и до конца оставался верен присяге, уничтожал врагов Империи до тех пор, пока ему не приказали остановиться.
Journal information