"Гранкан" (по-французски "Grandcamp") - это пароход типа "Либерти", построенный в 1942 году в Калифорнии для ленд-лизовских перевозок, длина 135 метров, дедвейт 10,000 тонн.
В апреле 1947 года пароход грузил удобрения (аммиачную селитру) в бумажных мешках.
В трюме номер 4 возник пожар, вероятно из-за окурка, брошенного докерами. Просто изумляет беспечность и непрофессионализм буквально всех вокруг, что и привело к таким тяжким последствиям.
репортёр местной газеты приехал на пароход и так описал свою встречу с капитаном Шарлем де Желлябоном:
«Не отрывая пристального взгляда от открытого люка, капитан прокомментировал ситуацию: “Да, уже пятый день под погрузкой. Принимаем удобрение - аммиачную селитру. Чистый безобидный груз. Уже погрузили две тысячи триста тонн. На твиндеках - арахисовые орехи, сизаль и фрезерные станки. Должны сняться на Дюнкерк и Бордо, как только закончим погрузку и отремонтируем машину. Думаю, что пожар скоро потушим…".»
Фиг вам. Сначала пожар тушили забортной водой и содо-кислотными огнетушителями. Но старший помощник капитана, опасаясь испортить груз, приказал задраить трюм и подать туда для тушения пар.
На судно прибыли 27 городских пожарных, которые тоже не знали, что селитру паром не потушить. Кроме того это удобрение - нитрат аммония - заодно является и взрывчатым веществом.
В 09:12 утра пароход взорвался. Обломки судна разбросало на несколько миль вокруг. Специалисты подсчитали, что сила взрыва эквивалентна пяти 25-тонным авиабомбам.
От горящих осколков вспыхнули и вскоре взорвались ещё два судна с грузом селитры и серы - «Хайфлаер» и «Вильсон Киин».
От этих взрывов в порту вспыхивали нефте- и бензохранилища шести нефтеперегонных компаний, из которых потекла горящая нефть.
Техас-Сити - город химической промышленности. На химкомбинате “Монсанто” в районе порта в момент взрыва “Гранкана” из 450 рабочих утренней смены было убито 154 человека. 200 человек было тяжело ранено. загорелся главный склад химикатов с сеолй. Ядовитые пары понесло в сторону города - многие жители были отравлены сернистым газом.
На тушение многочисленных пожаров прибыли пожарные команды из ближлежащих городов и полк армии США. Пожары удалось потушить только на четвёртый день, порядка 15,000 человек осталось без крова.
Кстати, мне тоже приходилось возить такую селитру из Ванино на Магадан, в 1-тонных мешках. и ничего, всё благополучно.
Есть довольно интересный фильм про пожар на судне в море - "День нгела". И хотя фильм 1968 года, очень рекомендую посмотреть. Там тоже очень доходчиво показана роль человеческого фактора в морских катастрофах.
Фильм снят на Одесской киностудии режиссёром Станиславом Говорухиным по рассказу Б. Житкова «Механик Салерно».
Пароход «Цесаревич» едва уцелел во время жестокого шторма. И вот, когда казалось, что опасность позади, ночью вдруг вспыхивает пожар в трюме. Тут тоже старший помощник вёл себя не совсем адекватно.
Капитан, надеявшийся поначалу, что все обойдется, вынужден срочно спасать пассажиров. Вот-вот начнется паника. Чтобы пресечь её, капитан вынужден стрелять в агента охранки, обезумевшего от страха. До взрыва парохода остаются считанные минуты…
Можно
Journal information