?

Log in

No account? Create an account
Капитан Влад Никольский

cczy

Капитан Влад Никольский

Морской журнал


Previous Entry Share Flag Next Entry
Капитан Влад Никольский
cczy

Флотские знаки различия.

  Меня уже много раз спрашивали о флотских знаках различия - нашивках на рукавах, мол что они обозначают. Вот руки дошли, расскажу.
   Когда впервые у морских офицеров появились нарукавные нашивки, никто точно вам не скажет. Как-то затерялась эта история. Сходятся на том, что где-то в XIX веке. Вот так, слегка расплывчато. Хотя я полагаю, что нашивки появились значительно раньше.
   А причина их появления такая. Офицеры носили блестящие, нитые золотой нитью эполеты. Во время абордажных боёв, на мачты парусников помещали стрелков, которые легко различали вражеских офицеров по блеску эполет. Чтобы избежать такого "отстрела", на время абордажа офицеры снимали эполеты, а чтобы свои матросы могли различать командиров, на руку повязывали белый офицерский шарф.
   Хочу сказать, что на гражданском флоте наилучшим образом сохранилась эта морская традиция, пришедшая с парусников - либо погоны, либо нарукавные нашивки. А в ВМФ, видимо для красоты, их объединили - носят одновременно и погоны, и нарукавные нашивки.
   Верхняя полоса флотских нашивок изогнута в виде круглой или ромбовидной петли (в ВМФ эта традиция также не сохранилась). А причина наличия петли такова.
   В 1797 году в бою при Санта-Крус (Канарские острова) командующий английской эскадрой контр-адмирал Горацио Нельсон потерял правую руку. На следующий год он одержал победу в сражении при Абукире, уничтожив французский флот, в связи с чем был приглащён на торжественный приём к королеве Англии. Нельсон приказал завязать пустой рукав мундира и опустить его конец в карман - получилось что-то наподобие петли. С тех пор на рукавах офицеров британского флота, а позднее и других стран, появилась такая петля — «петля Нельсона».
   Итак, к знакам различия. На нашем флоте существует 4 звания (у шткрманов) и 14 рангов, то есть должностей. Министр Морского Флота СССР (по должности) был в звании Капитана Дальнего Плавания. Существовал морской Табель о рангах, согласно которому каждой должности соответствовали определённые нашивки.
   Хочу сказать, что в 1917 году дореволюционный Табель о рангах, впервые введённый Петром I в 1722 году, был отменён. Однако, новой власти придумать ничего лучше не удалось, и постепенно мы вернулись к такому Табелю. (по ссылке, кстати, есть информация о современном Российском Табеле о рангах).
   Сейчас, как известно, Министра Морского Флота в России нет, так как нет гражданского флота как такового. Разворовали. Поэтому я приведу должностные категории и нашивки по состоянию на 1977 год, они использовались до самого развала СССР.


   Итак, как я уже сказал, существовало 14 должностных категорий, плюс Министр (категория без номера).



    Здесь приведены командные (офицерские) категории.
    Должности в различных службах и подразделениях имели свою категорию. Перечислю их ниже.
ФЛОТ (Плавсостав)


ПОРТ

ПАРОХОДСТВО

АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА

   В приказе Министра морского флота № 139-пр от 08.07.1977, который вводил данные категории, было примечание:
   Капитаны судов, переведённые на работу в аппарат пароходств, объединений и центральный агшарат министерства, имеют право на ношение форменной одежды и знаков различия по ранее занимаемой должности, если по новой должности ему не положены знаки различия более высокой категории.
   Кроме нашивок, в ММФ СССР существовало два вида "знаков на брюхо" для высших званий флота - капитанов и старших механиков (механиков 1-го разряда).
Классификационные знаки различия Министерства Морского Флота СССР:
-  Знак имеет овальную форму и состоит: из якоря системы Мореля вокруг которого обведена якорная цепь. Между штоком и лапами на веретене якоря помещается соответственно: 1) золотой секстан или 2)золотой трехлопастной винт, две лопасти которого упираются в лапы якоря. Якорь и цепь оксидированные черные. Высота знака 5 см, наибольшая ширина 3,7 см, выпуклость – 1см.
- Капитану дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
- Судовому механику 1 разряда морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом.


   Вот, в принципе и всё. Надеюсь, что интересующиеся получили достаточно информации.
Tags:

promo cczy january 10, 2013 09:07 199
Buy for 100 tokens
Information for my English-speaking friends and readers is here - версия поста © Сентябрь 2014. Возможны дополнения и изменения. Привет тебе, сюда забредший! Желающим со мной общаться и впредь, советую прочитать этот пост вдумчиво. А то уже попадались баранообразные граждане, с…

Aye, Aye Captain!

Salut!
A few friends asked me about meaning of rank stripes in Merchant Navy. So I just explain here Russian system/ But 4 stripes for Captain - it is the same worldwide,

Why? cczy Expand

Я читал иную версию.

Когда корабль утонул, первыми в шлюпку надо тянуть шкиперов из воды: человек подготовлен, а таких крайне мало. Поэтому на обшлагах - нашивки из яркой ленты. Чем больше нашивок, тем важнее и ценннее человек.
И придумано в голландском флоте во время войн с Англией.

Я читал иную версию.

Версий может быть великое множество. Но то, что я написал про офицерские шарфы - неприложный факт.

А теперь всё значительно изменилось?

всё значительно изменилось?

А теперь ММФ не существует за ненадобностью.

Познавательно.Вот только вопрос,как механика:"В нагрудных знаках видится как бы рессора?Что это?"

Это не ресора, а шток якоря.

Спасибо Капитан! Очень интересно.

Очень интересно.

:)
Рад, что рассказ понравился.

Спецзвания, все как положено :)

Спецзвания

Да, именно так. Вполне логично.

толково обьяснил,спасибо!

толково обьяснил

Наверняка будут и ещё спрашивать, на всякий случай решил написать поподробнее.

Спасибо, Влад! Рассказали очень интересно и обстоятельно)

интересно и обстоятельно

Постарался в меру сил так написать, чтобы потом не пришлось бы дополнять, а всё было бы понятно.

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Re: Ваша запись опубликована в LJTimes

Спасибо, дорогие редакторы! Теперь-то я знаю кто вы на самом деле!

Ох я в звездочках то у военных до сих пор разобраться не могу, а тут все еще сложней )

а тут все еще сложней

:)
Кто привык, тому вроде просто это кажется....

Исчерпывающе, спасибо!
Интересно, а почему у капитана на значке секстан? Он бы больше штурману подошел.

Капитан - тоже штурман. Только обленившийся.
Помню, помполитов подкалывали, что для них тоже введут такой знак. С изображением замочной скважины.

спасибо, Влад, очень любопытно.

очень любопытно

:)
Велком. Действительно народ много раз спрашивал.

(Deleted comment)

интересный пост

:)
Всегда велком

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Спасибо! Как раз спросить хотел.

Как раз спросить хотел.

:)
Значит во время я пост нарисовал!

(Deleted comment)

Своих флотоводцев не хватает ?

Странный взгляд какой-то.
Кстати, у британцев "петля Нельсона" круглая, а у нас ромбовидная.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)