В 1945 году в эту ночь, спустя несколько минут после полуночи американский тяжелый крейсер «Индианаполис» потоплен японской подводной лодкой в 600 милях к западу от Гуама. Перед этим он благополучно доставил на филиппинский остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, две из которых впоследствии были сброшены на Японию. Из 1196 членов экипажа корабля выжили только 316. Капитан крейсера Чарльз Батлер Маквей стал первым в истории США офицером, преданным суду военного трибунала за потерю корабля в военное время. Его обвинили в нарушении правила следования противолодочным зигзагом во вражеских водах. Крейсер был флагманом 5-го американского флота, безупречной была и карьера капитана. Сын адмирала, он был удостоен Серебряной и Бронзовой Звезд, ордена Пурпурное Сердце. Учитывая его заслуги, суд проявил милосердие и амнистировал капитана. В 1949 году он ушел в отставку контр-адмиралом, но никогда более не командовал кораблем. Душевная рана оказалась столь тяжелой, что в 1968 году Маквей покончил с собой выстрелом из пистолета в голову.
Командиром японской подводной лодки «I-58» был Мотиюки Хасимото.
Подводная лодка «I-58» вышла в боевой поход из базы Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту, кроме обычных, шесть торпед, управляемых водителями «Кайтен» (морской аналог камикадзе).
Когда лодка встретила крейсер. она могла использовать как обычные. так и управляемые торпеды. Какое решение принял командир «I-58»? Над этим вопросом до сих пор ломают головы военные историки. На судебном процессе над Маквеем японский офицер утверждал, что выпустил обычные торпеды. Оспорить это или доказать иное не смог никто.
У капитана 3-го ранга Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчиков на японском языке, ибо считал, что английским владеет недостаточно хорошо. Японец утверждал, что он выпустил по «Индианаполису» шесть обычных торпед веером и сам видел в перископ три попадания в цель. Это могло быть и неправдой, ибо Хасимото наверняка знал, что его объявят военным преступником, если он признается, что потопил американский крейсер человеко-торпедами.
Что касается Хасимото, то возвратившись из Вашингтона, он некоторое время находился в лагере военнопленных. Освободившись, стал капитаном торгового флота, ходил на судне тем же маршрутом, что и на субмарине «I-58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось швартоваться и на Гавайях, и в Сан-Франциско.
Уйдя в отставку, Мотиюки Хасимото стал бонзой в одном из синтоитских храмов в Киото. Написал книгу «Потопление», в которой придерживался прежней версии: американский крейсер «Индианаполис» потоплен обычными торпедами.
В Японии до сих пор существует морской кадетский корпус — кузница офицерских кадров японского императорского флота, расположенный на уединенном острове Этадзима.
У здания музея морского корпуса, по каким-то причинам названного учебно-справочной библиотекой, стоят в кильблоках подводные лодки-«малютки» для камикадзе. Одна — с командным отсеком для двух смертников, другая — для одиночки. Тут же рядом торпеда, управляемая «Кайтеном», таким же смертником, как и камикадзе.
В зале, посвященном погибшим в боях камикадзе и водителям «Кайтен» их портреты занимают снизу доверху всю стену, а рядом на мраморной доске выбиты имена. В огромном списке значатся и «Кайтены» с подводной лодки «I-58», которые «геройски погибли» в ночь с 29 на 30 июля 1945 года при атаке американского тяжелого крейсера «Индианаполис». Из шести «Кайтен» не вернулся ни один на базу Курэ.
Journal information