Я рассказывал про этот поход в посте про его руководителя - капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, сейчас вкратце напомню о тех событиях.
"Ледовый поход" Балтийского флота — это операция по спасению кораблей от захвата немецкими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, которая была проведена в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918 года.
После начала наступления германской армии в Эстонии, возникла угроза захвата кораблей, базировавшихся в русском порте Ревеле (сейчас это Таллинн). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт и было принято решение с помощью ледоколов перевести их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (Хельсинки).
Под проводкой ледоколов “Ермак”, “Волынец” и “Тармо” 19 - 22 февраля корабли начали движение, а 25 февраля немцы уже вошли в Ревель.
Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы захвата флота, так как по условиям позорного Брест-Литовского договора, заключённого большевиками для спасения своей шкуры, Россия была обязана перевести все корабли в свои порты и разоружить их. Для спасения флот необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем этого перехода стал бывший капитан I ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный начальником Морскими силами Балтийского моря. Он не стал обращать внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивые советы англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Щастный решил довести их до Кронштадта, за что впоследствии и заплатил жизнью.
В течении 12 - 17 марта первый отряд кораблей в составе линкоров “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, крейсеров “Адмирал Макаров”, “Богатырь”, Рюрик” в сопровождении ледоколов “Ермак” и “Волынец” в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.
В итоге героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, артиллерия и оборудование крепости и фортов. Спасённые корабли составили основу вновь создаваемого Балтийского флота.
Казалось бы, всё завершилось благополучно, но история трагедии русского флота только начиналась.
Германские войска продолжили наступление на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность (так как большинство адмиралов и офицеров были растерзаны или расстреляны) и веру большевикам Балтийский и Черноморский флоты станли угрозой власти узурпаторов и самии моряки стали тоже представлять серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке большевики оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены граждане И.И. Вахрамеев и Ф.Ф. Раскольников с единственным приказом - уничтожить последние корабли Черноморского флота.
Содержание секретной директивы Л. Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей оказалось не столь секретным и быстро распространилось среди моряков, вызвало бурю негодования у вспомнившего о патриотизме флота. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: “Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения Родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота”. 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было решено, что флот будет взорван только после боя. Такой же ответ получил и уполномоченный Вахрамеев в Новороссийске.
Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин. Хитрые большевики сообщили Щастному, что за спасение флота он награждён орденом Красного Знамени.
По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый переход, А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди матросов против Советской власти. А.М. Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года.
Последние корабли Черноморского флота были расстреляны и затоплены на рейде Новороссийска в Цемесской бухте, и лишь несколько кораблей, спаясь, ушли в Поти.
Согласно официальных данных, Щастного приговорили к расстрелу по суду. Если это Так, то его казнь (убийство) был первый судебный смертный приговор в Советской России.
В советской военно-исторической литературе о роли Алексея Михайловича Щастного во время "Ледового похода" не упоминалось.
Journal information