Как известно, во время крымской войны боевые действия шли не только на Чёрном море, англичане пытались атаковать Россию и на Севере, и на Балтике, и на Дальнем Востоке.
Так 18 июля 1854 года июля, английский капитан Омманей, имея под командой два парохода "Миранда" и "Бриск" (каждый из них с 14 орудиями), атаковал уединённую Соловецкую обитель. Основная цель - разграбление сокровищ, которые, по мнению англичан, находились в монастыре.
Архимандрит Александр, совершив Крестный ход вокруг монастыря, вместе с начальником инвалидной команды прапорщиком Никоновичем и несколькими добровольцами из нижних чинов, богомольцев и послушников, взяв с собой две 3-х-фунтовых монастырских пушки, отправился верхом по острову, следить за британцами.
Англичане произвели с одного из пароходов порядка 30-ти выстрелов по монастырю, но получив в ответ несколько ядер, пущенных инвалидами, отвели повреждённый пароход дальше от берега.
На следующий день англичане прислали ультиматум с требованием сдать монастырь. А получив отказ, начали 9-часовой артобстрел Соловков. К счастью, в монастыре было ещё восемь 6-фунтовых пушек, присланных из Архангельска, по распоряжению военного губернатора. Инвалиды открыли из них ответную пальбу. Англичане, по-видимому струсив, ретировались.
Император Николай повелел: "настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Александра наградить наперсным, украшенным бриллиантами, крестом на георгиевской ленте, а иеромонахов Матфея, Варнаву и Николая — золотыми наперсными крестами на георгиевской же ленте, за отличное исполнение ими своих обязанностей во время неприятельского нападения на Соловецкий монастырь".
Однако англичане не успокоились. И уже 22 июля англичане высадились на берег на восточном берегу Онежского залива, у селения Пушлахты, где совершенно не было русских войск. высадку сопровождала пальба из корабельных орудий.
Однако местные крестьяне отнюдь не обрадовались появлению супостата и в количестве 23-х человек, под руководством двух нижних чинов и под командой помощника холмогорского окружного начальника Государственных Имуществ, Волкова, открыли огонь по британцам, убили 5 человек, а нескольких ранили и отступили без потерь.
Англичане решили и здесь не задерживаться, подожгли пустую деревню и ушли в море.
Император Николай Павлович пожаловал героям награды: "Губернскому секретарю Волкову орден Св. Анны 3-й степени с бантом; нижним чинам, содействовавшим крестьянам: унтер-офицеру Басову знак отличия Военного Ордена и 25 рублей; рядовому Иевлеву 15 рублей; одному из крестьян, по выбору их самих, как достойнейшему, знак отличия Военного Ордена; всем двадцати трём крестьянам по пяти рублей каждому".
И это не единичный случай, когда русские крестьяне и инвалиды громили британский флот!
На следующий, 1855 год, 25 июня (по ст. стилю) англичане пытались захватить селение Лямцы (Онежский полуостров, на берегу Белого моря).
В ознаменование подвига крестьян этого селения был установлен памятный крест. Чтобы ничего не выдумывать, приведу здесь текст надписи на обратной стороне памятника:
"Лета 1855 июня 25 дня неприятельский английский пароход, подойдя вечером в шесть часов к селению Лямцы, отправил на берег гребные суда с вооруженными людьми. Крестьяне Лямца, руководимые рядовым Изырбаевым, открыли по приближающимся огонь из ружей и небольшой пушки, и тем принудили их возвратиться к пароходу. Вслед за тем с парохода начали стрелять ядрами, картечью, гранатами и ракетами и отправили гребные суда с десантом, но и сей высадки крестьяне селения Лямца не допустили и принудили возвратиться на пароход, который продолжал стрельбу во всю ночь, в шесть часов утра ушел в море. При сих отражениях кроме крестьян принимали участие: архангельский мещанин Александр Лысков, местный священник Петр Лысков и дьячок Изюмов, из крестьян же наиболее отличился Совершаев. Несмотря на продолжительное бомбардирование, из защищавших ранены только дьячок Изюмов и самое селение пострадало весьма мало. Бомбы, гранаты и ракеты большей частью не разрывались и их собрано крестьянами большое количество. Государь император пожаловал Совершаеву и Изюмову серебряные медали на георгиевской ленте с надписью "за храбрость".
Вот так! Хвалёный "флот Её Величества" оказывается никуда не годен против русских крестьян и инвалидов...
Journal information