Римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против Православия. Зять короля Швеции епископ Биргер со шведскими крестоносцами, норвежскими рыцарями и подчинёнными финнами выступил в поход на Ладогу.
19-летний Новгородский князь Александр Ярославич получил донесение от балтийской "стражи морской", что по заливу идёт флот, приближающийся к устью Невы.
Высадившись в устье Невы, Биргер направил князю наглое послание: "Если можешь, сопротивляйся, но я уже здесь и пленю землю твою".
Князь Александр собрал свою немногочисленную дружину у Собора Святой Софии и обратился к ней со словами, дошедшими и до наших дней: "Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем...Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог".
И дружина выступила на встречу крестоносцам, к утру 15 июля русское войско, преодолев 150 километров пути, подошло к месту высадки шведов.
Битва началась в 11 утра: главные силы русских - дружинная конница - ударили в центр шведского лагеря, а пехота вдоль берега, ломая мостки, отсекала шведов, находившихся на кораблях.
Князь Александр и сам сражался в самой гуще битвы. Историки так описывают его знаменитый поединок с ярлом Биргером: "Ярл мчался с занесённым мечём, князь - с выставленным вперед копьем. Биргер был уверен, что копьё либо сломится о его латы, либо скользнет в сторону. Зато меч - он не выдаст. Но Александр на полном скаку угодил шведу в переносье под забрало шлема, забрало откинулось и копье глубоко вонзилось в щеку ярла. Сраженный рыцарь пал на руки оруженосцев".
Может и так, хотя в одной из летописей написано, что князь сразился с Биргером и "возложил остриём меча печать на челе его". Хотя не важно каким именно оружием был повержен враг.
Шведская армия была расчленена, а когда рухнул подрубленный главный шатёр лагеря, рыцари бросились бежать. Те из них, кто пытался доплыть до кораблей, тонули под весом тяжёлых доспехов.
Превосходящие силы крестоносцев были наголову разбиты.
Первая Новгородская летопись старшего извода повествует о битве без лишнего бахвальства: "И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша".
За разгром крестоносцев князь Александр стал величаться Невским.
А теперь немного о том, что, вероятно, знают не все. Согласно летописи, в битве отличился витязь Гаврило Олекси, кточ преследовал Биргера до самого корабля и даже поднялся на борт, но был сброшен вниз и снова вступил в бой. Так вот, Олексич - прямой потомок легендарного Радши (Изъ Немецъ пришолъ муж честна Радша (Ратша). "Бархатная книга, гл.17, 159") и одним из древнейших зачинателей рода Пушкиных. Правнук Гаврилы носил имя Григория Пушки, а двое сыновейего стали называться уже Пушкиными.
Journal information