В этот день (возможно) был первый из русских походов на Царьград — нападение дружин под водительством киевских князей Аскольда и Дира. Хотя они были не князья, а дружинники Рюрика. После призвания варягов в Новгород Аскольд и Дир получили от князя позволение идти в Царьград. На пути туда они завладели городком Киевом, платившим дань хазарам, и остались там княжить (862), а затем подчинили себе полян. Собрав вокруг себя дружину, по преимуществу из варягов, Аскольд и Дир в 866 г. предприняли поход на Царьград.
История столь давняя, что даже точно неизвестно, жили ли они в одно время, как и причины и результаты совершенного набега. В самом ярком описании византийских летописцев говорилось: «В царствование греческого императора Михаила III, в то время когда император отправился с войском против агарян, у стен Константинополя явились на двухстах ладиях новые враги империи, скифский народ руссы (к чему. в принципе, весь этот пост я и помещаю). С необычайною жестокостию опустошили они всю окрестную страну, ограбили соседственные острова и обители, убивали всех до одного пленников и привели в трепет жителей столицы. Получивши столь горестную весть от Цареградского епарха, император бросил войско и поспешил к осажденным. С трудом пробился он сквозь неприятельские суда в свою столицу и здесь первым долгом счел для себя прибегнуть с молитвою к Богу. Целую ночь молился Михаил вместе с патриархом Фотием и бесчисленным множеством народа в знаменитой Влахернской церкви, где хранилась тогда чудотворная риза Богоматери. Наутро при пении священных гимнов изнесена была эта чудодейственная риза на берег моря, и едва только она коснулась поверхности воды, вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшею бурею; суда безбожных руссов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег; весьма малое число избежало погибели».
В 882 г. после смерти Рюрика преемник его Олег, распространяя власть свою к югу, явился под Киевом, обманом захватил Аскольда и Дира и приказал убить их, говоря: Вы ни князья, ни роду княжеского, и указал на Игоря: Вот сын Рюриков. На холме на берегу Днепра убитые князья и были похоронены.
Journal information