14 октября 1920 года основные силы генерала Петра Николаевича Врангеля были разбиты в районе Каховки. И уже ничто не могло помешать большевикам взять Перекоп и весь русский Крым.
Надо отметить, что успеху большевиков у Каховки способствовало одновременное проведение операции по штурму Орла, который 13 октября заняла Корниловская дивизия, впрах разбив Орловский коммунистический полк М.Медведева. Красные бежали,бросая оружие и своих раненых.
Орловско-Каховская операция явилась самым крупным и кровопролитным сражением гражданской войны.
И вот тут хотелось бы подробнее остановиться на роли наших прибалтийских доброжелателей, которые сейчас злобно подвывают, требуя компенсации за урон, понесённый ими от Советской Власти. Нет, это Россия должна требовать компенсации у них. Итак:
В начале октября войска генерала Деникина (авангардный корпус генерала Кутепова) шли на соединение с войсками Врангеля.
Командующий южным фронтом Красных Егоров поручил командующему авангардной XIV сов. армией — И. Уборевичу (заевреенная литовская фамилия — Уборевичус) создать противодействующую ударную группу.. В неё вошли: Латышская дивизия (командир Матусевич и начштаба К. Шведе); спешно переброшенная с Северо-Западного фронта Эстонская стрелковая дивизия (около 7000 человек), сформированная из таких же предателей родины, как и латышские стрелки, то есть из бежавших из Эстонии коммунистов и рабочих-эстонцев из Питера; прибывшая с Украины, “Боевая голота всея Украины” — бригада Червонных казаков Примакова; стрелковая бригада Павлова. Большевики вдвое по числу превосходили все силы Белого Движения Юга России.
План сражения составил начальник штаба Латышской дивизии Карлис Шведе.
После взятия красными Орла командование Латышской дивизии принял Ф. Калньньш. Юлийс Данишевкис стал членом Революционного Совета Южного Фронта. Но это уже продолжение Каховской истории.
Хотелось бы ещё заметить, что латышские историки раздувают миф, что красные латышские полки укрепили, хотя бы и косвенно, независимость Латвии. Это не так. Латышские стрелки за год до этого вторглись в Латвию, чтобы ее большевизировать и включить в советскую империю. И только потому, что тогда в Либаве и Литве всё еще находились германские войска, которые вместе с балтийско-немецким Ландсвером спасли Латвию от превращения ее в советскую республику в 1919 году. Разбитые и бежавшие красные латышские стрелки, конечно возобновили бы попытку захватить Латвию, получив подкрепление в России. Но в то время наступление Белой армии, поставивило под угрозу Москву, что заставило Ленина перебросить Латышскую дивизию на Южный фронт. Ленину было не до какой-то там Латвии, тем более не до Эстонии, Деникин наступал на Москву, а Юденич на Петроград. Таким образом, хотел или не хотел Деникин, но именно он спас независимость Латвии, хотя бы и косвенно, А зря!
Вот такая вот история с историей получилась.
Строго говоря, про Каховку никто особо и не вспоминал, пока опять же два представителя дружественной большевикам национальности не написали песню "Каховка" с упоминанием бронепоезда на запасном пути.
Journal information