Так вот, некоторые шаги к защите наших интересов на Курилах были предприняты ещё в 80-х годах. Работал я тогда старшим помощником капитана на арктическом multipurpose судне типа SA-15 "Кемерово", принадлежавшем Сахалинскому морскому пароходству. Пароход, кстати, уникальный. Финской постройки, ледовый класс УЛА, сплошная автоматика. Плюс крытый (внутри надстройки) бассейн и, естественно, сауна. Капитаном был Волков Гарифулла Загидулович, он взял фамилию жены, а свою всячески скрывал. Странный такой товарищ из Ханства Казанского. Кстати, Сахалин от материка отделяет Татарский пролив, так что можно сказать, это его вторая родина. Называть его надо было Геннадий Иванович, если кто назовёт истинныи именем - списывался с судна немедля. Этим некоторые пользовались, когда в летний период было трудно получить замену и уйти в отпуск, достаточно было обратиться к капитану по имени. Но это отступление, вернёмся к сути рассказа.
Судно должно было идти в балласте (без груза) под погрузку зерна в Канаду (Ванкувер). И вояки нас фрахтанули, чтобы по пути мы забросили их груз из Корсакова на Курилы. Кстати, из корсакова (южный Сахалин) в хорошую погоду видна Фудзияма. По крайней мере так говорят местные, хотя этот вулкан расположен не на Хоккайдо, а на Хонсю. Но японский берег видно, это точно.
Так вот, грузом оказались танки "ИС-2". На них установлено 122-мм орудие Д-25, снаряд из которого пробивал лобовую броню немецких "Тигров" и "Пантер" с 2,000 метров. Эти танки на Курилах должны были врыть в землю по самую башню, создав таким образом своеобразные ДОТы, которые свободно простреливали бы Курильские проливы, надёжно их защищая. Обтекаемая башня танка имеет бронирование от 90 до 120 мм, так что уничтожить такой ДОТ можно только прямым попаданием авиабомбы.
Кстати, надурили нас вояки слегка. На Курилах мы должны были выгружать танки на необорудованном рейде своим краном на самоходные плавсредства - плашкоуты. Грузоподъёмность крана-спарки - 40 тонн, а танк "ИС-2" весит 44 тонны. Вот вояки и сказали, что это "особый" образец - 38 тонн. Знали, видимо, что на кранах существует 10% рабочий запас грузоподъёмности.
Так что нормально довезли и выгрузили. Вот такое участие я принимал в создании нашей Дальневосточной оборонительной линии.
Journal information