Не буду расписывать здесь его биографию, обращу внимание только на несколько моментов.
Его называли "Миротворцем", но именно в правление Александра III к России, вопреки воли Англии, была присоединена Средняя Азия.
Военно-политический вес России в международный делах был столь велик, что когда однажды во время рыбалки в Гатчине Императора пытались увидеть послы ведущих европейских держав, чтобы узнать позицию России в предверии возможной европейской войны, он ответил своим афоризмом: «Когда Русский царь ловит рыбу, Европа может подождать».
Известны поступки Императора, когда он в открытую не боялся противопоставить Балтийский флот Англии, или когда спустил на воду новые броненосцы в Севастополе, не смотря на то, что после поражения в 1856 году России запрещалось иметь флот на Чёрном море.
Когда венское правительство противилось нашему «непрерывному вмешательству в сферу влияния Австро-Венгрии» на Балканах, австро-венгерский посол в Петербурге почти впрямую угрожал России войной.
На большом обеде в Зимнем дворце, сидя за столом напротив царя, посол начал обсуждать балканский вопрос. Царь сделал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата.
— Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, — спокойно сказал Александр.
Ему же приписывают изобретение плоской фляжки, которую он прятал за голенищем сапога (от своей императрицы Марии Фёдоровны - Дагмары Датской).
И, естественно, нельзя не сказать о его изречении:
"У России есть только два друга. Это её армия и флот."
Обычно на вражеских пароходах я в каюте вывешиваю портрет Александра III именно с этими словами.
И, в заключение, текст послания (завещания) Александра III своему сыну:
Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как его нес я и как несли наши предки. Тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекшего кровью Отца... Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это Он получил от русских революционеров бомбу и смерть... В тот трагический день встал передо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывали мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним и Россия рухнет. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междуусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что Ты несешь ответственность за судьбу Твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость Твоего царского долга будет для тебя основой Твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только Самого Себя и Своей совести. В политике внешней - держись независимой позиции.
Помни, - у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней - прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа редкого государства.
Journal information