Летом 1409 года Тевтонский орден крестоносцев начал активные военные действия против Польши и Великого княжества Литовского (кто слабо разбирается в истории, прошу не путать с нынешней Литвой). Магистр ордена Ульрих Фон Юнгенин заключил союз с венгерским королем Зигмундом (Сигизмундом) Люксембургским и чешским королем Вацлавом. Серьёзно про численность армий наверное нет смысла говорить, в разных источниках они разнятся невероятно. Скажу только, что войско немецких рыцарей и наёмников из стран Западной Европы состояло из представителей 22 стран. В бою при Грюнвальде у крестоносцев было 51 «знамя», а общая численность войск приводится как 83 - 85 тысяч человек (наиболее часто упоминавшаяся цифра). Главную силу войска составляли тяжеловооружённые конные рыцари. Часть крестоносной армии составляли рыцари из Франции, Германии и Австрии. Польские князья Казимир и Конрад Олесницкий воевали на стороне тевтонцев. Пехоту представляли лучники и копейщики. Орден использовал также метательные машины и бомбарды, которые обслуживались венгерскими артиллеристами.
..
Польский король Ягайло и литовский князь Витовт (Витаутас) якобы имели сводное войско в 100 тысяч (в это число входили плохо вооруженные литовцы и малонадёжная татарская конница). Среди них были 3 тысячи татар, возглавляемых ханом Джелал-ад-Дином и около 4 тысяч чехов, среди которых был будущий предводитель гуситов Ян Жижка. Кстати, когда говорят о так называемом "иге" я вспоминаю летописные хроники об участии татар в средневековых войнах на стороне русских и восточно-европейских стран.
В состав союзного войска входили поляки, русские, литовцы, жмудь, армяне, волохи и наемники из чехов, моравов, венгров и татар. Союзники имели 91 хоругвь (то есть 91 отряд разной численности), из которых поляки насчитывали 51 и литовцы 40 хоругвей.
Хочу обратить внимание на участии русских полков в сражении: в состав польских войск входило семь хоругвей из русских городов и княжеств, две хоругви наёмников и 42 чисто польские хоругви. В литовском войске было 36 русских хоругвей. То есть в польско-литовском войске имелось 43 русские хоругвии, и, как бы не было обидно полякам и белорусам, именно русские полки решили исход сражения.
.
Смоленские полки в Грюнвальдской битве
Исход всей войны был решён в одном большом сражении 15 июля 1410 года между селениями Грюнвальд и Танненберг. Левый фланг во главе с маршалом Збигневом Брецийским представляла тяжёлая кавалерия. Отряды литовцев под началом Витовта, состоявшие из легковооружённых рыцарей, заняли позиции справа. Татарская конница Джелал-ад-Дина, отряды Молдавии и Сербии также расположились на правом фланге. Центральную часть войска составляли чешские и силезские наёмники, три полка из смоленский земель и королевский отряд Ягайло.
Утром 15 июля войска крестоносцев, выстроившись в боевой порядок, стали на поле между поселениями Танненберг и Грюнвальд. Армия Ордена расположилась в 2 ряда, оставив в резерве хоругвь Великого Магистра. Правый фланг представляли лёгкая кавалерия и пехота под командованием великого комтура Лихтенштейна. Слева расположилась тяжеловооружённая конница, которую возглавил грандмаршал Валленрод. Между тем войска союзников не торопились начинать битву, не выдвигаясь пока вперёд из окружавших долину лесов. В этот момент к Ягайле и Витовту явились герольды от великого магистра с необычным заявлением, которое именно поэтому отмечено во всех главных источниках о битве: «Великий магистр прусский Ульрих посылает тебе и твоему брату два меча, чтобы помочь вам и вашим армиям начать сражение, а также, чтобы ты больше не прятался в лесах и рощах». Оскорбление побудило Витовта начать атаку без согласования с Ягайло.
Лёгкая кавалерия литовцев и татар нанесла удар по артиллерии и пехоте Ордена. Бомбарды совершили всего 2 залпа, после чего не принимали участия в сражении. Сдержав первую атаку конницы Витовта, крестоносцы перешли в контратаку и вынудили к отступлению конников Витовта, заодно потеснив и польские войска на правом фланге. Левое крыло союзников стало «отступать и наконец обратилось в бегство... Враги рубили и забирали в плен бегущих, преследуя их на расстоянии многих миль... Бегущих же охватил такой страх, что большинство их прекратило бегство, только достигнув Литвы». Тевтонцы захватили главное знамя польского войска. С пением победного гимна рыцари стали преследовать отступающих.
..
Спасли положение смоленские полки, оставшиеся на поле боя. Как свидетельствовал польский летописец XV века Ян Длугош, «в этом сражении лишь одни русские витязи из Смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами и не приняли участия в бегстве. Тем заслужили они бессмертную славу. И, если один из полков был жестоко изрублен и даже склонилось до земли его знамя, то два других полка, отважно сражаясь, одерживали верх над всеми мужами и рыцарями, с какими сходились в рукопашную, пока не соединились с отрядами поляков». В тяжёлый для армии союзников момент «примыкавшие к польскому войску справа смоленские полки прочно занимали отведённое им место и, несмотря на тяжёлые потери, обеспечили защиту польских полков от флангового удара рыцарей».
..
Благодаря стойкости русскмх, бежавшие уже поляки смогли перестроиться и перейти в контрнаступление, а Витовт нанёс удар по возвращавшимся после первой успешной атаки отрядам рыцарей. Картина боя кардинально изменилась: крестоносцы сначала были вынуждены отступить, а после и вовсе бросились в паническое бегство.
..
Армия Ордена практически перестала существовать: большая её часть была уничтожена, значительное число воинов попало в плен. Победителям достались обоз, артиллерия, боевые знамена крестоносцев (51 захваченное знамя было доставлено в Краков, остальные отправлены в Вильнюс). В битве погибли или попали в плен не только почти все главные чины Ордена, но и наместники округов - комтуры (кроме одного, не участвовавшего в битве). Поражение было сокрушительным. От нанесенного удара Орден так и не смог оправиться и в 1466 году прекратил самостоятельное существование.
.
Journal information