
Революционеры и прочие террористы зачастую увлекаются мистикой, так что вполне вероятно, что дата была выбрана не случайно - Император Александр II после покушения на него в 1881 году умер от ран именно 1-го марта.
1 марта 1887 г.ода около 11 часов утра на Невском проспекте, за 15 минут до проезда Императорской четы были арестованы пять студентов Петербургского университета, когда они ждали возвращения Царя с панихиды из Петропавловской крепости. У троих из них, П. И. Андреюшкина, В. Д. Генералова и В. С. Осипанова при обыске были обнаружены «метательные снаряды». «Снаряды» эти представляли собой три металлических цилиндра, один из которых был спрятан в толстую книгу — «Терминологический медицинский словарь Гринберга». Причём «снаряды» были заполнены свинцовыми жеребейками (обрезками) ,шрапнелью и стрихнином, что по заключению профессора Михайловской артиллерийской академии генерал-майора Фёдорова, «при самом незначительном поражении, нанесённом означенными жеребейками, повлекло бы за собой смерть».
Все арестованные были членами «Террористической фракции “Народной воли”», которая была основана в декабре 1886 года в Петербурге. Организаторами и руководителями фракции были П. Я. Шевырев и А. И. Ульянов.
.
Оригинал программы террористов не попал в руки жандармов, и Ульянов, находясь в Петропавловской крепости, по памяти восстановил её. Этот документ был приложен к показаниям Ульянова от 20 и 21 марта и представлен вместе с докладом для прочтения Царю. Ознакомившись Александр III начертал первую резолюцию: «Эта записка даже не сумасшедшего, а чистого идиота».
В отстаивании минимума свободы террористы решили действовать заодно с либералами. Царь здесь же пометил: «К сожалению, это уже давно и без того так».

Мать А. И. Ульянова, узнав об участии сына в подготовке покушения, в отчаянии пишет Александру III письмо, надеясь тронуть монарха своими словами, своей материнской скорбью. «Умилосердитесь, Государь, надо мной, — заканчивает Мария Александровна своё обращение, — и дайте мне возможность доказать, что обрекаемый на гибель сын мой может быть вернейшим из слуг Вашего Величества». Наверху прошения император поставил резолюцию: «Мне кажется желательным дать ей свидание с сыном, чтобы она убедилась, что за личность её милейший сынок и показать ей показания её сына, чтобы она видела, каких он убеждений».
Все подсудимые были приговорены к смертной казни. Однако Александр III проявил милосердие и утвердил смертную казнь только для пятерых: П. И. Андреюшкина, В. Д. Генералова, В. С. Осипанова, П. Я. Шевырева и А. И. Ульянова.
8 мая 1887 года в 4 часа утра они были повешены в Шлиссельбургской крепости.
.
Journal information